1. Что такое бизнес-модель?

Несмотря на то, что само понятие «бизнес-модель» используется уже более четверти века, до сих пор не сложилось единого общепризнанного определения термина «бизнес-модель». Это привозит к путанице, в результате которой «бизнес-моделями» часто называют то, что ими на самом деле не является, а концепцию «бизнес-моделирования» часто подменяют не чем иным, как «моделированием бизнес-процессов».

Тем не менее, вот несколько «правильных» определений от авторитетных экспертов в области менеджмента и экономики:

  • Бизнес-модель — это описание того, как работает предприятие (Питер Друкер).
  • Бизнес-модель — это полезная общая конструкция, необходимая для того, чтобы состыковать идеи и технологии с их экономическими результатами (Генри Чесбро).
  • Бизнес-модель — это то, как компания создает и доносит ценность до потребителя, превращая выручку в прибыль (Дэвид Тис).

Если не вдаваться в тонкости научной терминологии, то под словом модель обычно понимают некое упрощенное описание реальных объектов, явлений или процессов. В зависимости от сложности и специфики исследуемого объекта такое описание может быть выполнено в текстовой, графической, схематичной или табличной форме, а также в виде набора или последовательности математических операций.

Таким образом, можно выделить следующие формы и подходы к описанию бизнес-моделей:

  • Дискретные и метафорические бизнес-модели
  • Текстовые (описательные) бизнес-модели
  • Компонентные бизнес-модели
  • Причинно-следственные бизнес-модели
  • Расчетные финансовые и математические модели

Дискретная или метафорическая форма описания бизнес-модели позволяет передать логику или ключевую особенность бизнеса буквально в двух словах, например «модель маркетплейса», «модель сообщества», «спонсорская модель» и т. д.

Текстовая форма описания бизнес-модели — это не что иное, как совсем краткое (1 абзац) или чуть более подробное (1−2 страницы) текстовое описание основной идеи, ключевых преимуществ, бизнес-процессов и иных значимых особенностей бизнеса или проекта. Примерами такого описания являются в том числе «elevator pitch» и резюме (executive summary) бизнес-плана.

Компонентный подход предусматривает описание бизнес-модели в виде некого стандартного набора элементов, тем или иным образом связанных между собой в виде наглядной графической модели или таблицы. Наиболее популярным шаблоном такого описания является «Business model canvas» Александра Остарвальдера (если не знаете, что это, то просто посмотрите в интернете), хотя существует и огромное количество альтернативных компонентных шаблонов от других, не менее авторитетных авторов.

Причинно-следственный подход предусматривает схематичное описание бизнес-модели в виде комплексной причинно-следственной диаграммы. Такая диаграмма позволяет не только выделить и описать ключевые компоненты бизнес-модели, но и проиллюстрировать объективные границы масштабирования и развития бизнеса в рамках действующей бизнес-логики.

Расчетные финансовые и математические модели — это уже не столько форма описания бизнес-модели, сколько инструмент количественного анализа существующей или перспективной бизнес-модели. Более подробную информацию о разработке и применении финансовых моделей читайте с соответствующем разделе нашего сайта.