4. Насколько уникальны бизнес-модели успешных компаний?

На протяжении многих лет внимание предпринимателей и теоретиков бизнес-моделирование было сконцентрировано на поиске формулы идеальной бизнес-модели. В этой связи объектами изучения часто становились бизнес-модели наиболее успешных компаний, сначала преимущественно в сфере информационных технологий, а затем и в других отраслях экономики. Все это привело к появлению многочисленных «компонентных» подходов к описанию и классификации бизнес-моделей, которые на сегодняшний день подробно рассмотрены в деловой и научно-популярной литературе.

Однако если задаться целью описать и сравнить бизнес-модели большого количества компаний одной или даже нескольких отраслей, то скорее всего нам не удастся найти в них ничего уникального. В большинстве своем это будут вполне обычные бизнес-модели, состоящие из стандартного набора стандартных компонентов, каждый из которых вероятнее всего уже подробно рассмотрен в деловой литературе. Более того, может оказаться и так, что бизнес-модели наиболее успешных компаний на первый взгляд ничем не отличаются от бизнес-моделей менее успешных или даже явно отстающих компаний.

В такой ситуации возникает несколько интересных вопросов:

  • В каких случаях одни бизнес-модели оказываются успешнее других?
  • Если одни бизнес-модели действительно успешнее других, то почему разные компании до сих пор используют разные, в том числе не самые эффективные бизнес-модели?
  • Почему одна и та же бизнес-модель может успешно применяться в одних и совсем не работать в других компаниях или отраслях экономики?
  • В каких случаях достаточно найти наиболее подходящую типовую бизнес-модель?
  • В каких случаях требуются создать действительно уникальную бизнес-модель?

Ответы на первые несколько вопросов может дать стратегический анализа и стратегическое управление бизнес-моделью. Ответ на последний вопрос следует искать там, где традиционные экономические отношения «купли-продажи» по тем или иным причинам затруднены, неэффективны или даже невозможны. В данном случае следует обратить внимание, как минимум, на следующие направления:

  • Подрывные инновации
  • Рынки технологий
  • Сфера услуг
  • Некоммерческие организации
  • Работа в условиях экономических санкций

Подрывными инновациями называют продукты, услуги и технологии, которые в силу своей новизны, временного несовершенства или отсутствия инфраструктуры не способны полноценно конкурировать с уже закрепившимися на рынке аналогами. Более подробно о теории подрывных и поддерживающих инноваций, а также о концепции жизненного цикла технологий вы можете почитать в книгах Клейтона Кристенсена и Джеффри Мура.

Рынки технологий охватывают экономические отношения, связанные с созданием и передачей прав на объекты интеллектуальной собственности. Как показывает практика, само существование рынков технологий обеспечивается не только непосредственными продавцами и покупателями технологий, но и большим количеством специализированных посредников, среди которых «технологические предприниматели», венчурные фонды, патентные интеграторы, оценщики, консультанты и другие участники рынка. Каждый из таких участников занимает определенную нишу и обладает специфической бизнес-моделью. Взаимодополняя друг друга подобные бизнес-модели и обеспечивают существование рынка, а также процесс превращение фундаментальных научных открытий в прикладные технологические решения.

Сфера услуг, как одна из актуальных областей применения инновационных бизнес-моделей, рассматривается в книге Генри Чесбро «Открытие сервисные инновации». Глобализация, автоматизация и современные информационные технологии, а также повсеместное распространение принципов TQM (Total Quality Management) неизбежно приводит к тому, что рыночная стоимость любого нового продукта очень быстро приближается к его себестоимости. Это заставляет компании все чаще и чаще обновлять свои продуктовые линейки и, что немаловажно, увеличивать долю услуг в структуре стандартного ценностного предложения. Учитывая то, что услуги на протяжении длительного времени воспринимались потребителями как «бесплатное дополнение к продукту» или «то, что можно сделать самостоятельно», продавать их по выгодной цене и в выгодных количествах оказывается далеко не просто, что и приводит к появлению инновационных бизнес-моделей.

Некоммерческие организации, ответственно выполняющие возложенные на них социально-значимые функции, неизбежно сталкиваются с проблемой поиска источников внебюджетного финансирования. И решение данной проблемы может быть так или иначе связано с поиском уникальных, еще никем не применявшихся бизнес-моделей.

Работа в условиях экономических санкций и необоснованных юридических ограничений для многих российских и зарубежных компаний является как серьезным вызовом, так и источником новых возможностей. Однако и в том, и в другом случае это требует существенного переосмысления существующих или создания принципиально новых бизнес-моделей.