2. Что значит запуск, изменение и масштабирование бизнес-модели?

Бизнес-модель — это прежде всего портрет компании за определенный, часто небольшой период времени. Такой период, который можно условно обозначить как «операционный цикл», обычно охватывает закупку необходимого сырья и материалов, производство и реализацию продукции, а также оплату труда и иные расходы за соответствующий период времени.

При этом бизнес-модель, как правило, не раскрывает историю создания, а также стратегию и планы дальнейшего развития бизнеса. Все это безусловно может фигурировать в описании бизнес-модели, однако основной акцент в ней всегда делается на специфике текущей операционной деятельности.

Запуск бизнес-модели — это не что иное, как инвестиционный проект по созданию бизнеса с нуля или открытию нового направления деятельности. Такой проект, как правило, требует:

  • Время на постановку бизнес-процессов, найм и обучение сотрудников или иные подготовительные мероприятия до начала производства или продаж.
  • Первоначальные вложения в приобретение или создание основных средств и нематериальных активов, формирование и наращивание оборотного капитала, а также иные единоразовые или временные затраты.
  • Время на наращивание объемов продаж и выход на точки безубыточности.
  • Денежные средства на покрытие временных убытков от операционной деятельности в период до выхода на точку безубыточности.

Масштабирование бизнес-модели, как правило, связано с наращиванием объемов продаж и развитием уже работающего бизнеса. Масштабирование, как и запуск бизнес-модели, может предусматривать дополнительные инвестиционные и иные разовые или временные затраты, при этом не требует изменения бизнес-модели. То есть масштабирование бизнеса, как правило, осуществляется без существенного изменения технологии производства, политики продвижения и ценообразования, структура затрат и иных бизнес-процессов.

Изменение бизнес-модели требуется в тех случаях, когда развитие бизнеса путем масштабирования уже невозможно или не приносит требуемых результатов. Периодическая необходимость в таких изменениях является следствием ограничений, присущих абсолютно любой бизнес-модели, а также следствием меняющих внешних условий, определяющих границы успешного применения различных бизнес-моделей.

Таким образом, запуск, изменение, а в ряде случаев и масштабирование бизнес-моделей — это прежде всего инвестиционные проекты, успешная реализация которых зависит уже не только от правильности выбранной бизнес-модели, но и от таких факторов, как:

  • Объективная финансово-экономическая оценка (соотношение выгод и затрат).
  • Качественное планирование и управление реализацией проекта.