5. Стратегический анализ и управление бизнес-моделью

Стратегический анализ и управление бизнес-моделью — это не только и не столько разработка или идентификация и описание бизнес-модели, сколько целенаправленный поиск ответов на следующие интересные вопросы:

  • В каких случаях одни бизнес-модели оказываются успешнее других?
  • Почему одна и та же бизнес-модель может успешно применяться в одних и совсем не работать в других компаниях или отраслях экономики?
  • Почему мы не можем или не должны повторять бизнес-модели более сильных компаний?
  • Какая бизнес-модель будет наиболее успешной на текущем этапе развития бизнеса?
  • Как долго такая бизнес-модель будет оставаться успешной, и каковы границы ее успешного масштабирования?
  • Какая бизнес-модель должна будет стать следующей и почему?
  • Что необходимо делать уже сейчас, чтобы предстоящий процесс перестройки (изменения) бизнес-модели прошел максимально быстро и наименее затратно?

Легко ответить на эти вопросы мешает то, то любая бизнес-модель успешно работает лишь при определенном наборе внутренних и внешних условий (факторов), таких как размер компании, структура затрат, объем продаж, известность бренда, структура отрасли и уровень развития смежных отраслей, стадия жизненного цикла технологии… Таких факторов бесконечно много, многие из них носят количественный характер. Все они взаимосвязаны, но не всегда понятно, что является причиной, а что следствием, и возможно ли вообще такое разделение? И наконец все они находятся в постоянной динамике, что часто затрудняет дублирование успешных бизнес-моделей.

Помочь ответить на такие вопросы может:

  • Изучение теорий и концепций функционирования рынков и отраслей экономики, причем как более ранних, так и более современных. Оценка их актуальности применительно к нынешней экономической ситуации, отраслевой специфике и текущему уровню развития бизнеса с учетом собственного опыта и наблюдений.
  • Планирование и проведение бизнес-экспериментов с целью оценки эффективности различных управленческих решений до их полномасштабной реализации.