Моделирование инфляции и изменения цен

При разработке финансово-экономической модели рано или поздно возникает вопрос о целесообразности и вариантах учета инфляции и динамики изменения цен. Отвечая на данный вопрос, необходимо понимать, что изменения цен далеко не всегда связаны с инфляцией.

Цены могут меняться в связи с предоставлением или отменой скидок, причем как в отношениях с клиентами, так и с поставщиками, а также вследствие изменения номенклатуры закупаемых или реализуемых товаров, работ и услуг в связи с изменением технологии или иных параметров бизнес-модели.

Инфляция носит более общий характер и плюс-минус одинаково влияет как на цены закупаемых и реализуемых товаров, работ и услуг, так и на средний уровень заработных плат. Корректировка цен на величину инфляции может осуществляться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно. При этом темпы инфляции могут быть как едиными, так и незначительно отличаться применительно к различным категориям доходов и затрат.

Учет факторов инфляции безусловно полезен и удобен с точки зрения прогнозирования динамики движения денежных средства, прогнозирования кассовых разрывов, расчета потребностей в финансировании или выплат в пользу инвесторов и кредиторов.

С другой стороны, учет доходов и затрат с учетом и инфляции, особенно если она высокая, приведет к тому, что многие финансово-экономические показатели в составе отчетности станут несопоставимы по годам. Влияние факторов роста и развития перемешается с влиянием инфляции и приведет к усложнению интерпретации и принятия отдельных управленческих решений.

NPV, IRR и иные основанные на дисконтировании показатели инвестиционной привлекательности в теории не зависят от инфляции, ведь при ее учете в составе доходов и расходов она должна параллельно учитываться и в ставке дисконтирования. Однако на практике значения таких показателей с учетом и без учета инфляции будут несколько отличаться. А все потому, что полностью идентичных результатов можно добиться лишь при соблюдении следующих часто невыполнимых условий:

  • в каждом отчетном периоде уровень инфляции должен быть одинаковым для всех категорий доходов и затрат, а также для ставки дисконтирования;
  • отсутствуют различия в сроках начисления доходов, расходов и затрат;
  • отсутствуют различия в сроках начисления и платы.

Помимо вышеперечисленно учет факторов инфляции, равно как и других не связанных с ней ценовых изменений часто приводит к ряду дополнительных сложностей при разработке и применении финансово-экономических моделей.

Во-первых, необходимо внимательно следить, на какие суммы и в каких периодах инфляция или изменение цен оказывает влияние в первую очередь:

  • для доходов — это периоды их начисления, но никак не периоды оплаты;
  • для текущих затрат — это периоды их осуществления, но никак не периоды оплаты или признания в расходах;
  • для сырья, материалов, товаров для перепродажи, основных средств и нематериальных активов — это период их закупки или создания, но никак не периоды оплаты, передачи в производство, начисления амортизации или признания в расходах себестоимости реализованной продукции.

Во-вторых, подверженные изменению цен элементы доходов и затрат или стоимостные показатели уже не могут быть беспрепятственно использованы в качестве базовых для расчета других элементов доходов и затрат.

Такое их использование будет автоматически предполагать, что соразмерному изменению цен подвержены и зависимые стоимостные показатели доходов и затрат. В этом случае необходимо, как минимум, следить, чтобы к стоимости этих зависимых показателей уже не применялась дополнительная корректировка (индексация) на величину инфляции.

Если же рассмотренная логика нас в принципе не устраивает, то моделирование зависимых показателей должно осуществляться уже не в процентах от базовых стоимостных, а в расчете на единицу аналогичных натуральных показателей.

В-третьих, изменение цен на сырье, материалы, товары для перепродажи, а также любые виды работ и услуг, стоимость которых включается в себестоимость готовой продукции, всегда требует существенного усложнения расчетов.

Моделирование себестоимости реализованной продукции и запасов на всех этапах производственного цикла должно осуществляться уже не только в стоимостных, но и в натуральных показателях, причем:

  • потребность в закупках рассчитывается, как и прежде, по цепочке «отгрузка -запасы готовой продукции — незавершенное производство — запасы сырья и материалов — закупки»;
  • себестоимость запасов и реализованной продукции рассчитывается по обратной цепочке «закупки — запасы сырья и материалов — незавершенное производство — запасы готовой продукции — себестоимость реализации» на основе предварительно рассчитанных для каждого этапа натуральных показателей.

Более того, в условиях изменения цен неизбежно возникает вопрос, в каком порядке и по какой себестоимости сформированные в разные периоды и по разным ценам запасы должны передаваться на каждый следующий этап производства. С точки зрения бухгалтерского и управленческого учета возможны три варианты FIFO («first in — first out»), LIFO («last in — last out») или по средней себестоимости, однако стандартными средствами Excel относительно легко и масштабируемо скорее всего удастся реализовать лишь последний из указанных вариантов.

Больше теории...