Моделирование постпродажных обязательств

Техническая и клиентская поддержка, гарантийные и иные постпродажные обязательства являются неотъемлемой составляющей деятельности многих компаний в самых разных отраслях экономики.

Постпродажные обязательства имеют косвенный по отношению к себестоимости характер и учитываются в расходах периода, однако тесно связаны с накопленным объемом реализованных товаров, работ и услуг. Для моделирования связанных с ними затрат можно выделить, как минимум, следующие методические подходы:

Первый подход предполагает допущение о том, что исполнение постпродажных обязательств передается сторонней компании, за что ей сразу после продажи уплачиваются единоразовые фиксированные платежи за каждую проданную единицу продукции. Размер таких платежей может рассчитываться, например, по аналогии со страховкой — на основании стоимости товара, работы и услуги и вероятности замеры или ремонта в период гарантии. Таким образом затраты на постпродажное обслуживание в полном объеме учитываются в расходах одновременно с реализацией.

Второй подход предполагает равномерное распределение прогнозируемой стоимости постпродажных обязательств в течение всего срока их исполнения. В этом случае в период реализации осуществляется только расчет такой стоимости, а ее постепенное отражение как в составе затрат, так и в составе расходов происходит уже последующие отчетные периоды.

Третий подход предполагает учет количества проданной продукции, товаров, работ и услуг с незавершенным сроком исполнения постпродажных обязательства. Данный показатель может использоваться в качестве базового для более детального расчета затрат на содержание службы технической поддержки, а также на производство дополнительных единиц продукции для замены или ремонта по гарантии.

Применяя второй или третий подходы необходимо учитывать, что на конец горизонта финансово-экономического моделирования неизбежно сформируется некоторый остаточный объем постпродажных обязательств с незаконченным сроком исполнения. Прогнозируемую стоимость таких обязательств можно либо осознанно проигнорировать, либо отразить в составе дополнительных расходов последнего отчетного периода.

Больше теории...